Новости
15 Ноября 2011, 13:36

Совет МО: «Недавно прошли муниципальные выборы, а уже более 50 глав «потеряли»

Завтра на VI съезде муниципальных образований РТ делегаты, а это более тысячи человек, обсудят самые острые вопросы. Речь пойдет о проблемах, общих и для деревни с населением 100 человек, и для миллионного мегаполиса, как Казань. Хотя уровень и масштаб задач, понятно, различаются, юридически эти МО равны. Впервые в муниципалитетах на случай форс-мажора будут созданы резервные фонды.

Минсагит Шакиров Помогать в различных вопросах руководителям на местах призван республиканский Совет муниципальных образований. Он создан шесть лет назад после выхода федерального закона, давшего старт муниципальной реформе в России. Бессменно все это время, а с 2010 года уже на освобожденной основе, совет возглавляет Минсагит Шакиров, до этого более двадцати лет руководивший Черемшанским районом.

— Пять лет назад, когда все начиналось, вы представляли, Минсагит Закирович, чем должен заниматься только что созданный совет?

— Честно говоря, нет. Думал, может быть, представительские функции какие-то будем выполнять. Но эти годы показали: я сильно ошибался.

Как рассказывает председатель Совета МО, руководители образованных в республике в рамках реформы местного самоуправления муниципальных образований тоже, судя по первым обращениям, не очень понимали, где начинаются и заканчиваются их новые полномочия.

— Почти все мы сразу решили, что нам дадут «немереные» деньги, все налоги оставят в муниципалитетах, будем распоряжаться средствами фактически по своему усмотрению, вплоть до того, что сами будем определять, сколько перечислять в вышестоящий бюджет. На первый взгляд, мечты сбывались — государство передало в собственность муниципалитетам имущества на триста миллиардов рублей. Когда нам передавали эту собственность, мы с помпезностью подписывали соглашение. Процедура была торжественно обставлена. Но эйфория быстро прошла, когда поняли, что за это имущество нужно отвечать, а на его содержание нужны деньги, — уточняет Минсагит Шакиров. По его словам, некоторые «плоды» той поспешности муниципалитеты и сейчас пожинают.

— Взять хотя бы ситуацию с гидротехническими сооружениями, — приводит пример Минсагит Закирович. — Муниципалитеты приняли на баланс их не в лучшем техническом состоянии. И сразу же нашлось множество проверяющих, которые начали наказывать глав муниципальных образований за несоответствующее нормативам содержание этих сооружений. В одном из районов по представлению органов контроля суд принял решение, что в течение полугода три сельских поселения должны привести свои плотины в нормативное состояние. Чтобы починить только одну, требуется около трех миллионов рублей — то есть потратить на это весь объем годового бюджета одного из этих муниципальных образований. Но если бы даже сельское поселение взялось за работу, его руководителя наказали бы за нецелевое расходование средств — в бюджете деньги на эти цели не предусмотрены! И что примечательно — суд принял решение наказать главу теперь уже за… неисполнение решения суда.

В другом поселении пожарный инспектор составил документ о том, что на его территории отсутствует пожарное депо, хотя его строительство не входит в полномочия МСУ! Да что там, у нас есть районы, где ни одного «ненаказанного» главы не осталось.

— Совет как-то реагирует на ситуацию?

— Конечно. И на съезде хотим поставить вопрос о том, что пора четко определить зону ответственности муниципалитетов. Нельзя наказывать за несуществующие финансовые возможности!

Что же касается бесчисленных проверок, то и здесь у нас есть конкретные предложения, я о них обязательно на съезде скажу. Тем более что подвижки здесь уже происходят. Тут и другая проблема сразу «выскакивает». Правовая подготовка наших кадров пока слабая, боимся ходить по судам доказывать свою правоту. Глава сельского поселения предпочтет лучше быстренько погасить штраф. Однако со стороны муниципалитетов начинают появляться иски, это уже положительный пример. Вы в приемной видели представителей Арского района, как раз с ними работаем по одному такому иску в суд. Со своей стороны собираемся укреплять юридическую службу совета. Жизнь показала, это необходимо.

— Минсагит Закирович, за время существования федерального, так называемого «сто тридцать первого» закона об МСУ в него внесено огромное количество поправок. Это что, бесконечный процесс? Неужели настолько несовершенен закон?

— Это, скорее, очень динамичный закон: в него действительно внесено более 50 прямых изменений, а если косвенно, через другие нормативные акты, их получается более сотни. И это не говорит о том, что закон плох, он был написан по канонам классической системы муниципалитетов Европы. Преобладающе был использован опыт Германии, но с учетом наших традиций, национальных особенностей и прошлого опыта, ведь в России когда-то было местное самоуправление — волости, земства. Так что ругать этот закон — значит, не знать проблем изнутри. Изначально, конечно, невозможно было предположить, как все сложится. Как бы мы ни опирались на чужой опыт, но он столетиями накапливался.

Кстати, изменения не были «навязаны» сверху, они в основном внесены по предложениям самих муниципалитетов из субъектов РФ. А был период, когда разработчики закона были готовы его отозвать.

— Потому что им показалось: они не добились главного — отделить от государственного уровня нижний, местный уровень власти, придав ему независимость?

— Я бы тут поспорил. Нельзя представлять себе самостоятельность так, что «вот это ваша, а это моя территория, сюда не заходи!». Такой негативный опыт был у итальянцев в послевоенные годы, когда слишком много было передано полномочий на места, и в результате итальянцы чуть было не потеряли саму страну. Нет, полномочия должны быть целесообразными.

— То есть в идеале представляется, что между муниципалитетами и государственными органами власти должны складываться партнерские отношения. Но у нас в республике, давайте говорить напрямую, те же главы сельских поселений очень зависимы в своей деятельности от глав муниципальных районов. Эту ситуацию можно когда-нибудь переломить?

— Не скрою, на мой взгляд, нам до идеала еще далековато. Во-первых, сельские поселения стопроцентно зависимы в формировании бюджета, и с этого начинаются все остальные песни. В дальнейшем, когда, я думаю, будут жесткие нормативы, каждое муниципальное образование само начнет просчитывать свой бюджет и отстаивать его перед районным бюджетом. И тот же глава сельского поселения осознает, что именно он на своей земле хозяин.

Сказывается тут и частая сменяемость глав — за пять лет в половине сельских поселений. Вроде бы недавно прошли муниципальные выборы, а уже более пятидесяти глав «потеряли». Причины разные — кто-то силы не рассчитал, кто-то не воспринял метод «тотального» наказания глав: во времена сельских советов такого ведь не было!

— Какие проблемы объединяют муниципальные образования — миллионный мегаполис и маленькую деревню?

— Я бы три проблемы обозначил. Первое — деньги, которых всегда не хватает, об этом только ленивый не говорит. Второе — надо повысить активность самого населения, привлечь его к управлению своей территорией. Третье — подготовка профессиональных кадров. Без решения этих вопросов местное самоуправление не может эффективно работать на повышение качества жизни населения республики.

— Минсагит Закирович, худо-бедно, но вопросы финансирования решаются, подготовка кадров развернута. В итоге оказывается, что самое сложное в муниципальной реформе — это «разбудить человека»? Поставим вопрос иначе: возможно, люди еще не вполне доверяют местной власти?

— О, вопрос доверия — это из области философии, настолько это субъективная категория. Чтобы из экономии времени не развивать дискуссию, на которую, я вижу, вы настроены, скажу, что если бы население той или иной территории не доверяло действующим руководителям, те просто не задержались бы в своих креслах. В сельских поселениях, например, вообще другие критерии оценки деятельности власти. Там руководители, как говорится, не за страх, а за совесть трудятся, им в первую очередь важно благополучие односельчан, их отношение к себе. Потому что такой руководитель не может подвести свой род, своих предков, своих детей, которым жить в этой местности.

Сегодня главы муниципалитетов «повзрослели», считает руководитель Совета МО РТ, они предлагают конкретные законодательные инициативы. Ни один законопроект, касающийся муниципальных проблем, не рассматривается Госсоветом Татарстана без заключения Совета МО.

На предложения муниципалитетов, «транслированные» Советом муниципальных образований, по словам Минсагита Шакирова, всегда откликается президент Татарстана. К голосу с мест прислушиваются в правительстве. Этому способствует и удачно найденная советом форма эффективной обратной связи с муниципалитетами, руководством республиканских министерств и ведомств, исполкомов — это регулярные заседания специального «круглого стола».

Минсагит Шакиров, впрочем, признает, что стопроцентного контакта с представителями всех муниципальных образований, особенно с сельскими поселениями, пока не добился.

Правда, в конкурсе, которые среди муниципальных образований по тринадцати номинациям ежегодно проводит совет, принимает участие большинство муниципалитетов. Победители в прошлом году получили сто легковых машин. Это тоже одна из форм конкретной помощи муниципалитетам.

Ирина Мушкина
Газета «Республика Татарстан»

Новости
25 Апреля 2024, 17:29

Власти Казани признали квартиры в шести домах нежилыми

Все они расположены в аварийных зданиях, подлежащих сносу.

Квартиры в шести домах в Казани признали нежилыми. Они расположены в аварийных зданиях, подлежащих сносу, согласно документам и правовым актам городского исполкома.

Например, в доме № 16 на Бирюзовой улице признаны нежилыми девять помещений в восьми квартирах, в доме № 11 на Железнодорожников — 11 помещений, в доме № 19 на Ново-Азинской улице — 12, в доме № 25 на той же улице — 13, в доме № 23 — 10, в доме № 21 — 9.

Ранее TatCenter писал, что власти Казани перевели жилые квартиры в пяти домах, расположенных на улицах Нижняя, Колымская, Бирюзовая и Мостоотряд, в нежилой фонд.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: