Борис Пантелеев: «Юридический климат в России резко континентальный»

«Стремление к справедливости любой ценой» — именно так охарактеризовал российскую национальную черту эксперт портала TatCenter.ru по правовым вопросам, правовой эксперт Московского бюро по правам человека Борис Пантелеев. Об особенностях реформирования системы правоохранительных органов, недоработках в законе «О полиции» и особенностях работы в правоохранительных органах республики Пантелеев рассказал в интервью TatCenter.ru.

Принцип ротации чиновников и правоохранителей был положен на алтарь «золотого тельца»

— Борис Николаевич, как Вы могли бы охарактеризовать юридический климат России сегодня? Есть ли сугубо российская национальная юридическая специфика или черта?

— Юридический климат резко континентальный: самые замечательные законы сочетаются с самыми варварскими пытками. Всё зависит от конкретных личностей, которые принимают решения, а совсем не от правил и процедур. Это огромная проблема, которая влияет на экономические отношения и всю нашу жизнь. Национальная черта наша — стремление к справедливости любой ценой. При этом справедливость каждый понимает по-своему, и желание соизмерить это толкование с нормативным стандартом возникает очень редко. Общество продолжает распадаться, атомизироваться, в том числе это касается и профессионального юридического сообщества. Если 30 лет назад адвокат, нотариус, судья и прокурор регулярно встречались на профсоюзном собрании, то сегодня у них практически нет консолидирующих тем и мотивов для общения. Даже сами судьи теперь далеко не едины в своём цехе, разбежались по совершенно разным этажам и направлениям: Конституционный суд, Высший арбитражный суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, мировые судьи.

-У вас большой опыт в сфере юриспруденции и Вы все изменения в законодательстве страны рассматриваете с юридической точки зрения. Какие аргументы мы может привести в пользу необходимости реформирования правоохранительных органов?

— Когда 25 лет назад я подавал свои документы для поступления на службу в органы прокуратуры, то первым вопросом, который был мне задан на официальном собеседовании был такой: «Готовы ли Вы по приказу руководства в любое время оперативно переехать для продолжения службы в другой регион Советского Союза?». Мобильность и ротация справедливо признавались главными свойствами эффективной государевой службы, основными препонами на пути обюрокрачивания и сращивания с криминалитетом. Считалось, что за свой конституционный пятилетний срок полномочий новый человек должен и может реализовать все законные цели, ради которых он был назначен на эту должность. Прокурор не имел права приобретать любую недвижимость без согласования с вышестоящим начальством, а предоставленную жилплощадь обязан был сдать в пользование своему сменщику в ходе приёма-передачи дел.

Никто из моих коллег не считал эти требования завышенными. Наоборот, предполагалось, что такое отношение власти гарантирует высокий социальный статус и эффективную поддержку при решении самых острых конфликтных ситуаций, которые тогда с прокурорами регулярно возникали.

Времена аскетизма сменились эпохой потребления и первое, что было положено на алтарь золотого тельца это принцип ротации всех государственных чиновников и правоохранителей в частности. Под благовидным предлогом повышения стабильности и роста профессионализма был отменён фактически внутриведомственный контроль, поскольку периодическая переаттестация руководящих кадров уже не становилась основанием для смены кресла ни по вертикали, ни по горизонтали. Гипотеза внутрикорпоративного прогресса за счёт стабильности оказалась ложной. Сегодня все эксперты отмечают стремительную качественную и властную деградацию органов прокуратуры, хотя некоторые прокуроры субъектов Федерации находятся на своём посту уже четвёртую пятилетку.

— Пожалуй, впервые принятие Закона было вынесено на всенародное обсуждение. Только через Интернет было выдвинуто 20 тысяч конкретных предложений по совершенствованию законопроекта. Насколько себя оправдывает такая форма обсуждения законопроекта? На ваш взгляд, это была необходимая мера или это демонстрация открытости власти?

— Сама по себе инициатива обсуждать законы в Сети великолепная и очень перспективная. Важно только, чтобы наряду с количеством участников уделялось внимание и качеству дискуссии. Пока что получилось так: за действительно огромным валом писем и возмущений были укрыты ценные зёрна деловых предложений. Видимо, сбор вопросов через Интернет это только первый шаг для организации подлинного общественного обсуждения законопроекта. Далее необходимо плотно работать с лучшими экспертами по детальному разбору конкретных инициатив. Пока что этого не случилось. Но прецедент уже стал заразительным и это хорошо.

— «Закон о полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Что, на ваш взгляд, является наиболее важным на начальном этапе реформирования?

— Вопросов о ходе переаттестации в органах МВД возникает всё больше по мере того, как мы наблюдаем то, что руководство полиции называет «реформированием» своего ведомства. Недавно мы имели возможность видеть по всем каналам федерального телевидения сюжет о том, как члены общественного совета при МВД, облачившись в красивую полевую форму, сажали молодые деревца взамен сгоревших в одном из регионов России. О том, как общественность участвует в рассмотрении личных дел кандидатов в полицейские, нам до сих пор ничего неизвестно. Производимые перестановки и назначения изумляют как профессионалов, так и обывателей, поскольку совершенно неясно, какими именно критериями руководствуются начальники, руководящие реформой.

Мы полагаем, что в настоящее время срочно следует в практическом плане задуматься именно о том, каковы должны быть современные критерии и конкретный порядок оценки нарушений высоких этических стандартов, закрепленных, в частности, в тексте существующих уже кодексов этики правоохранительных органов и судей.

Количество сотрудников силовых ведомств в нашей стране действительно неоправданно раздуто.

— В связи с реформированием системы МВД РФ до конца 2012 года будет сокращено 22% от общей численности сотрудников органов внутренних дел страны. В Татарстане до конца 2012 года подлежат сокращению 5170 аттестованных сотрудников МВД по РТ. Кто отвечает за социальную адаптацию сокращенных сотрудников?

— Если признаться честно, то количество бюджетников вообще и количество сотрудников силовых ведомств в нашей стране действительно неоправданно раздуто. Это застарелая и философская, психологическая проблема формирования особого типа личности, которая во всём полагается на государство, ждёт извне решения всех своих бытовых и жизненных проблем. Сегодня такой удобный в принципе подход становится уже невозможным в силу демографического кризиса, в котором находится наша страна. Просто нет больше достаточного количества производителей, работников, которые готовы пополнять бюджет, нечего физически скоро будет распределять даже пенсионерам и инвалидам. Поэтому проблема реально очень острая и если быть совершенно искренним, то рассчитывать сокращённым бюджетникам придётся только на самих себя. Не для того их отключали от одного бюджетного кармана, чтобы подключить к другому аналогичному. Нужно искать себя, самому создавать рабочие места особенно в сфере услуг, которая является сегодня практически неосвоенной целиной. Такова жестокая правда.

— За годы проведения реформы в Грузии заработная плата в полиции выросла в 15−40 раз. Насколько справедлива в России система оплаты труда в правоохранительных органах? Как мотивированы сотрудники, чтобы не допускать должностных преступлений?

— Действительно, вопрос справедливой оплаты труда по-прежнему стоит у нас очень остро. Это связано как с низкой производительностью труда, так и финансовой политикой государства. Многие эксперты уверены, что только повышение размеров оплаты труда в целом ряде ключевых профессий на порядок, то есть в 10 раз, способно привести к правильной мотивации персонала и минимизации должностных преступлений. Я согласен с такой позицией, тем более, что она реально уже подтверждена на примере грузинских кадровых реформ, которые всеми признаны успешными.

— Когда случаются теракты или серьезные преступления об этом начинают с утра до утра показывать по всем телевизионным каналам, Это нагнетает обстановку и люди начинают жить в состоянии стресса. Насколько правоохранительным органам надо быть открытым? Кто должен лимитировать количество пущенной в СМИ информации?

— Журналисты центральных каналов российского телевидения освоили новую тему: теперь многие из них специализируются на активном показе всевозможных детских проблем развития и подростковой преступности. Заголовки программ телепередач сегодня не перестают удивлять, юные насильники и малолетние воры не сходят с телеэкранов. Не отстают от тележурналистов и сотрудники печатных СМИ.

Подобного рода факты злоупотребления свободой массовой информации, к сожалению, весьма распространены в России. Более того, они даже не считаются конкретным нарушением прав человека. Нередко инициаторами таких «информационных взрывов» становятся не только журналисты, но и сами отечественные правоприменители.

В отношении несовершеннолетних ныне действующим Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрены более строгие, чем для обычных граждан, правила защиты их права на имя и неприкосновенность от любого необоснованного вмешательства. Часть 3 ст. 41 в принципе запрещает СМИ разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Правоохранительные органы Татарстана достойно выполняют свои функции

— Вы много лет работали в Татарстане. Что положительного, на ваш взгляд, есть в работе правоохранительных органов республики?

—  Я действительно успел поработать и в суде, и в прокуратуре республики Татарстан, и сохранил самые тёплые воспоминания об этом периоде. Это были особые переломные времена в жизни нашей страны и этим они интересны. Меня, например, трижды назначали на должность судьи. Первый раз избирали ещё по советским законам после одобрения Ленинским райкомом КПСС, во второй раз на следующий год снова утверждали на 10 лет Государственным Советом Татарской ССР, а затем уже в третий раз пожизненно Указом Президента России. Работали мы в очень стеснённых материальных условиях, даже писчей бумаги не хватало. Но тот объём материалов, который пришлось переработать и те дела, которые довелось рассмотреть навсегда в памяти. Многие из них стали поистине историческими. Так, мне впервые в современной России пришлось рассмотреть гражданское дело по иску против СМИ, в котором фигурировало как ключевое понятие «фашизм» и мы с помощью экспертов достойно справились с этой проблемой. Кроме того, наши районные судебные исполнители впервые в стране организовали и процессуально грамотно провели аукцион по реализации имущества обанкротившегося юридического лица. Тогда всё это было в новинку, но мы смело решали сложные юридические задачи самостоятельно и наша правота затем была подтверждена Указом Президента РФ.

Сегодня правоохранительные органы Татарстана достойно выполняют свои функции. Недавно вновь прошла в центральных СМИ информация о том, как они успешно спланировали и провели в столице России масштабную операцию по уничтожению транснациональной сети по доставке и реализации наркотических средств.

— Вы являетесь консультантом-экспертом Центра правовой помощи журналистам Общественной палаты РФ, как часто и с какими вопросами обращаются журналисты?

—  Проект существует уже три года, его основателем был Павел Астахов, теперь ведение сайта передали мне. Вопросов от СМИ очень много. В основном редакции обращаются в ситуации крайнего давления со стороны местных властей, судебного произвола. Мы готовим правовые документы, пишем письма губернаторам, берём конфликты на контроль Общественной Палаты России. В ноябре 2011 года состоится специальное пленарное заседание Общественной Палаты России по проблемам СМИ, на котором мы представим свой детальный отчёт по регионам.

— Кроме того, вы являетесь соучредителем Агентства правовой информации «Человек и закон». Основными целями этого проекта являются повышение информированности граждан и организаций о функционировании правоохранительной, судебной систем, повышение доверия граждан и юридических лиц к правоприменителям. Какими способами агентство достигает поставленных целей? Каков общий уровень правовой грамотности населения?

— Агентство «ЧиЗ» зарекомендовало себя как авторитетный институт гражданского общества. С нами сотрудничает Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Генеральная прокуратура, Общественная Палата России и различные образовательные и правозащитные организации. Уровень правового нигилизма в стране запредельно высок. Поэтому таким большим интересом пользуются в регионах наши семинары по правовой тематике, рассчитанные на различные категории населения. Проводим мы и правовые школы для профессионалов — судей, прокуроров, адвокатов. За последние 3 года провели более 30 мероприятий, востребованность ещё больше. Сейчас участвуем в конкурсе Президента России по государственному финансированию социально значимых НКО.

— Учитывая столь активную занятость в различных проектах, остается ли у Вас время на личные интересы, увлечения, семью? Как предпочитаете проводить свободное время?

— Время для чтения нахожу во время частых перелётов и командировок. Время для детей отрывают они сами. Отдыхом считаю перемену вида занятий и общение с новыми людьми.

— Какое высказывание или цитату могли бы привести в качестве своего жизненного кредо?

— Делай, что должно и будь, что будет!

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: