Безналичные платежи в вопросах и ответах

Сегодня все больше людей стараются как можно меньше использовать наличные и активно переходят на безналичные способы оплаты. Начальник управления пластиковых карт Вадим Иванов разбирает основные вопросы по безналичным платежам.

Что такое транзакция и ее этапы простыми словами

Если говорить простым языком «транзакция» — это любая операция, совершенная посредством банковской карты или ее реквизитов. Транзакция (или операция) может быть успешной или неуспешной (например, не одобрил один из участников процесса обслуживания держателя банковской карты).

Процесс авторизации или этапы транзакции кратко можно описать так:

1.

Устройство (банкомат или терминал) считывает данные банковской карты, держатель карты добавляет к этим данным PIN-код. Данные определенным образом шифруются и отправляются в банк-эквайер (банк, обслуживающий устройство);

2.

Банк-эквайер после различного рода проверок по специальным каналам связи отправляет транзакцию в платежную систему, например, VISA, Mastercard или МИР;

3.

Банк-эквайер после различного рода проверок по специальным каналам связи отправляет транзакцию в платежную систему, например, VISA, Mastercard или МИР;

4.

Процессинговый центр банка-эмитента принимает решение и транслирует его в обратном порядке по цепочке до устройства, где обсуживается держатель карты. Устройство печатает чек, держатель карты получает деньги, товар или услугу.

Время прохождения транзакции, как правило, составляет 3−4 секунды. Описанный процесс гораздо более сложный, кроме того, его безопасности уделяется огромное внимание всеми участниками процесса.

Разновидности транзакций

С точки зрения совершения операций можно разделить транзакции на два простейших вида:

1.

Онлайн-транзакции – это авторизация транзакции в режиме онлайн, описанная выше. Самый наглядный пример – операции в банкоматах.

2.

Офлайн-транзакции – это совершение операции без авторизации, т.е. на уровне «терминал-карта». Как правило, такие транзакции совершаются в развитых странах в небольших магазинах на небольшие суммы (например, менее трех евро), когда совокупность стоимости и времени авторизации больше стоимости товара, а риск неплатежеспособности держателя карты совершенно ничтожен. Можно назвать такие транзакции «подлимитными» или «безавторизационными». Списание денег с карточного счета клиента и уменьшение баланса карты происходит после прихода в банк-эмитент расчетного документа.

Также приведу несколько самых распространенных типов транзакций: снятие наличных, оплат покупки, запрос баланса и т. д. Сегодня они знакомы каждому.

Как обеспечивается безопасность платежей при оплате картой, в Интернете, при помощи бесконтактных способов?

АО «ТАТСОЦБАНК» уделяет особое внимание сохранности денежных средств клиентов и безопасности совершения платежей в Интернете. Это осуществляется, в т. ч. за счет 100% подключения всех карт банка к системе безопасных интернет-платежей по технологии 3-D Secure. Эта технология позволяет однозначно идентифицировать подлинность держателя карты, осуществляющего операцию и максимально снизить риск мошенничества по карте.

Вопросу безопасности платежей бесконтактным способом посвящено достаточное количество профессиональных статей в Интернете. В рамках данной статьи приведу несколько важных аргументов, развеивающих мифы легкости кражи денег с карты бесконтактным способом, например в транспорте:

— для списания денег бесконтактным способом необходимо устройство, специальным образом настроенное несколькими проверенными уполномоченными работниками банка (речь о специальном оборудовании, специальном программном обеспечении, нескольких компонентах различных уникальных ключей шифрования и т. д.);

— денежные средства, списанные с карты посредством такого оборудования, поступят на расчетный счет предприятия, на которое зарегистрировано оборудование, в обслуживающем банке. Дальше уполномоченное лицо предприятия должно каким-то образом обосновать эти поступления и обналичить деньги. Но к тому моменту и банк и службы безопасности платежных систем уже будут иметь всю информацию для правоохранительных органов. То есть, говоря простым языком, деньги легко отследить.

Однако держателям карт для сохранности денежных средств надо помнить о собственных мерах безопасности, таких как:

— карта это персональное средство платежа, выданное именно держателю, чье имя указано на лицевой стороне карты. По договору между клиентом и банком-эмитентом использовать карту имеет право только держатель карты;

— по бесконтактным картам установлен лимит на сумму операций без PIN-кода (1000 рублей), соответственно карту необходимо беречь, как например, ключи от квартиры или машины;

— и, конечно же, не передавать реквизиты карты и коды 3-D Secure третьим лицам, даже называющим себя сотрудниками банка.

Плюсы и минусы оплат обычной картой, виртуальной картой и бесконтактным способом? Какой из способов, на ваш взгляд, безопаснее?

Вопрос вызывает улыбку, т.к. сразу вспоминается кассир в магазине предлагающий приложить карту. А уже если карта вставляется, а не прикладывается, то клиент чувствует себя некомфортно под взглядами кассира и покупателей в очереди.
Потому что бесконтактная оплата это проще, удобнее и быстрее.

Кроме бесконтактных карт платить можно смартфонами, часами, кольцами, брелками и другими устройствами со встроенными модулями бесконтактной оплаты NFC. Что еще более удобнее, т.к. в смартфон или часы можно внести реквизиты виртуальной карты, несколько видов (Visa, Mastercard и МИР) которых АО «ТАТСОЦБАНК» предложил клиентам еще в прошлом году.

На мой взгляд, более безопасным и комфортным способом оплаты является сервисы оплаты смартфонами и часами посредством технологии NFC. Так, в настоящее время все больше и больше клиентов АО «ТАТСОЦБАНК» подключаются к сервисам бесконтактной оплаты Google Pay, Garmin Pay. В ближайшие несколько недель Банк предоставит всем клиентам сервис Apple Pay (члены фокус-группы уже совершают покупки посредством этой технологии). Впереди еще много интересных и технологичных предложений для наших клиентов.

В течение какого времени банк рассматривает и возвращает деньги по ошибочным и отмененным платежам?

Если в процессе совершения транзакции всем участникам авторизации абсолютно ясно, что транзакция неуспешная (например, банкомат не выдал денег), то срабатывает автоматическая отмена операции. Это происходит в течение 10−15 минут.

Если клиент подал в банк распоряжение на совершение операции (например, через систему дистанционного банковского обслуживания), и при этом банк еще не исполнил распоряжение клиента, то клиент может в срочном порядке подать заявление на отмену платежа, и банк сразу остановит платеж.

Если же мы говорим об оспаривании или несогласии с операцией по карте, то в данном случае сроки и порядок указаны в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», а именно частью 8 статьи 9: «…в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.».

АО «ТАТСОЦБАНК», Банк социального развития Татарстана

Новости
20 Августа 2019, 12:45

В Татарстане преступную группу осудят за вымогательство

Обвиняемые под угрозой расправы украли иномарку, золотой браслет и деньги.

В вымогательстве и разбое с применением насилия обвиняются семь татарстанцев. Следствие полагает, что за два года участники банды совершили серию вымогательств в отношении пяти жителей Азнакаевского и Альметьевского районов.

Обвиняемые под угрозой физической расправы похитила у одного из потерпевших автомобиль Toyota Camry, у другого — золотой браслет. Третьего потерпевшего заставили передать им 250 тысяч рублей. Общий ущерб превышает 1 млн рублей.

Обвиняемые находятся под стражей, сообщает прокуратура РТ. Дело рассмотрит Азнакаевский горсуд.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: